... следы невиданных зверей

бестиарий мысленных экспериментов

Контакты:
имэйл

Гипотетическое животное Лотце

животное лотце что это, лотце эксперимет животное, лотце локальные знаки, лотце местные знаки

Это животное, сконструированное Рудольфом Германом Лотце для опровержения кантовского агностицизма, способно познать внешний мир при помощи всего одного органа чувств — подвижного усика.

Разделы:

Суть эксперимента / парадокса

Эксперимент Лотце с гипотетическим животным известен из описания, которое даёт Х.-Л. Борхес в своей «Книге вымышленных существ». Он сообщает, что свой вымысел Лотце изложил в труде «Medizinische Psychologie», изданном в 1852 году, и что его порождённое проблемой познания существо обладает всего одной чувствительной и подвижной точкой на конце усика и, таким образом, лишено возможности испытывать несколько ощущений одновременно. Однако способности выставлять и втягивать чувствительный усик оказывается достаточно, чтобы существо смогло открыть для себя внешний мир и отличить неподвижный объект от подвижного [ссылка 1], [ссылка 2].

Несложно заметить, что это лаконичное описание сообщает, что происходит с гипотетическим существом, но не сообщает, как. Любопытствуя, автор, лишённый возможности читать Лотце в оригинале и не имеющий русского перевода «Медицинской психологии или психологии души», вынужден воспользоваться методом Вильгельма Баскервильского: «книги рассказывают о других книгах». Итак...

Маргинали

  • Восприятие пространства, согласно Лотце, осуществляется только с помощью зрения и осязания.
    Охватывающее различные аспекты единство самосознания требует признания субстанциональной души, одна из главных характеристик которой — то, что она деятельна. [ссылка]. Познание выступает как живое и полное смысла взаимодействие между «душой» и другими «субстанциями» [ссылка]. Чем же руководствуется душа, когда помещает то или иное ощущение в ту или иную часть пространства?
    Лотце считает душу субстанцией простой, неделимой и непротяжённой. Входя в неё, обладающие протяжённостью вещи превращаются в непротяжённые, а душа воссоздает из непротяжённых элементов пространственные. Эта вновь созданная протяжённость сохраняет прежний порядок благодаря тому, что каждому ощущению присущ специфический признак, показывающий, какое оно занимает место — их Лотце называет локальными или местными знаками. Такие знаки и указывают определённое место, когда душа из непротяжённых элементов восстанавливает протяжённые.
    Источником локальных знаков внешние раздражения быть не могут - напротив, раздражение будет давать разные ощущения благодаря месту, на которое действует (например, различным частям сетчатки присущи разные локальные знаки) .
    Необходимо, чтобы локальные знаки складывались в систему, в которой каждый член по отношению к другому составляет измеримое различие, иначе воссоздать порядок по ним невозможно. Такую систему локальных знаков для глаза составляют мышечные ощущения разной интенсивности. Существуют и локальные знаки осязания, поскольку каждая точка поверхности кожи качественно отлична от другой точки и поэтому ощущает внешние воздействия по-своему. Локализация предметов в пространстве осуществляется, таким образом, на основе ощущений с их характерным местным качеством и ассоциированных с ними движений (руки, глаза, всего тела), связи сенсорной информации с сознательным опытом.
    Итак, согласно Лотце, каждое зрительное и тактильное ощущение имеет специфический местный знак, то есть воспринимаемую на собственном опыте интенсивность, которая специфична для стимулируемой точки на коже (в случае осязания) или на сетчатке (при зрительном восприятии). «Восприятие пространства вызывается связями между местными знаками по мере того, как стимуляция перемещается по системе рецепторов» [ссылка].
    Сказанное позволяет предположить, что познать внешний мир гипотетическое животное Лотце может благодаря существованию системы локальных знаков осязания.
Интерпретации
Одно из возражений теории локальных знаков Лотце приводит Челпанов Г.И. в посвящённой им лекции: глаз воспринимает пространственные отношения, даже оставаясь неподвижным, при покое мышц.
В настоящее время теория Лотце признана несостоятельной, однако рациональное зерно в ней находят. Вот что говорит «Большая медицинская энциклопедия»:

Тесная связь осязательного и проприоцептивного рецепторных аппаратов как между собой, так и со всей системой пространственного чувства общеизвестна, и по-видимому эти два рецептора являются основным базисом для построения всей системы пространственного чувства. Возможно, что уже в самом осязательном рецепторе заложено основание для пространственной локализации осязательных представлений в виде т. н. местных или локальных знаков, т. е. присущих каждой отдельной осязательной точке чувствительных отличий, характеризующих её расположение относительно смежных точек. Однако в отличие от психофизиологов 19 в. (Wundt, Ziehen) сейчас принято считать местные знаки не первичными элементами самих осязательных ощущений, а вторично связанными с ними признаками, выработанными на основе взаимодействия с системой пространственного чувства в целом, а в частности с мышечно-суставным чувством и зрением.

Образ в культуре

  • До сих пор встречался автору только в умомянутой «Книге вымышленных существ» Борхеса. Видимо, широкой известности не имеет.
  • Автор усматривает уподобление рассматриваемой креатуре водящего во всем известной игре в «жмурки», где ему предлагается составить портрет и опознать пойманного при помощи практически одного осязания.

Ссылки